Оригинал статьи доступен по адресу https://delovoymir.biz/chto-izmenitsya-na-rynke-goszakaza.html
Дмитрий Кудрявцев, управляющий партнер Адвокатского бюро CTL, рассказывает об изменениях в закон 44-ФЗ о госзакупках, которые вступят в силу уже осенью этого года, объясняет, как они изменят рынок госзаказа и что может не устроить заказчиков и подрядчиков.
15 июня заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров рассказал о масштабном изменении рынка государственного заказа в России. Это одни из самых долгожданных поправок к закону о госзакупках. Если они будут приняты этим летом, то основная часть положений заработает уже осенью 2020 года. Желание Минфина и ФАС совершенствовать неидеальный закон 44-ФЗ можно только приветствовать. Но мне, как практикующему адвокату в сфере антимонопольного права более 10 лет, хотелось бы предостеречь от необдуманных, отчасти популистских действий, так как сфера регулирования закона очень чувствительная и коснется как огромного количества предпринимателей, так и государственных (муниципальных) заказчиков по всей стране.
Поправки к 44-ФЗ, рассматриваемые правительством РФ, исключат более 1/3 статей из основного закона, регулирующего госзакупки для государственных и муниципальных нужд. Система работы на рынке госзаказа лишится более 70% способов закупок. Изменения обещают упростить и ускорить предусмотренные законом процедуры. Минфин в последние годы принял ряд инициатив, уже направленных на упрощение закупок. Рассматриваемые поправки — лишь часть предусмотренных Минфином РФ, готовится следующий пакет нововведений на рынке госзакупок.
У участников рынка госзаказа всегда будут запросы на высокий темп деловой активности. И они совершенно правы. Законодательное регулирование должно быть такими, чтобы гарантировалась прозрачность и процедурная скорость для участников госзакупок, а также заработок для поставщиков.
Что изменится на рынке госзаказа
Как эксперт могу подтвердить, что часть поправок представляется весьма разумной и улучшит климат на рынке.
Эффективность закупок увеличит такие нововведения как:
- подача жалоб через Единую информационную систему (далее ЕИС) с автоматическим уведомлением всех заинтересованных лиц. Уменьшатся технические сбои и ошибки. Не придется стоять в очередь в канцелярии УФАС для подачи в бумажном виде. Контролирующему органу легче будет осуществлять контроль;
- включение в ЕИС претензионной переписки по контракту. Подрядчики будут защищены от злоупотреблений заказчиков. Зачастую подрядчики игнорируют оформление договоренностей в письменном виде, вследствие чего, попадают в сложные ситуации при конфликте с заказчиками. Это приводит к взысканию неустойки, расторжению контракта и даже к внесению в РНП;
- введение единой формы банковской гарантии. Этому предложению можно только аплодировать. Банки, выдавая гарантию, руководствуются, в первую очередь, своим отраслевым законодательством, что приводит к формальным расхождениям текста гарантии с требованиями Закона о контрактной системе или постановлениями правительства. Поставщик рискует не только лишиться контракта, но и «попасть в РНП», как уклонившийся от подписания контракта, поскольку заказчик не принимает такую банковскую гарантию.
Унификация текста гарантии нивелирует подобные риски подрядчика, а с заказчика снимет обязанность по детальной проверке сложного юридического документа и участие в заседаниях в УФАС по рассмотрению жалоб на их действия.
Что может не устроить заказчиков в поправках
Не все поправки к 44-ФЗ носят однозначный характер и положительно оцениваются профессиональным сообществом.
Предлагается в большом количестве закупок ввести простое «согласие на участие». Цель нововведения — расширить число участников закупок и увеличить конкуренцию на торгах.
С одной стороны, это действительно приведет к увеличению числа участников торгов, но как бы это ни звучало странно, всегда ли это хорошо?
Заполнение первой части заявки документации о характеристиках товара, услугах и работах является, по сути, тестом на квалификацию участника. Объем и разумность требований сегодня уже регулируется решениями ФАС.
Если поправка будет принята, то на торги выйдут компании без опыта работы в этой сфере, неспособные рассчитать себестоимость работ в установленный 7-дневный срок (максимальный срок для заполнения заявки по аукциону). Как показывает практика, при большом числе участников побеждает тот, кто согласится на меньшую цену (снижая на 50–70%). Зачастую это приводит к неисполнению контракта, нарушению сроков и/или низкому качеству (так как победитель экономит, пытаясь уложиться в цену контракта). Заказчик же не получает требуемый результат.
Формирование цены происходит с учетом требований всех нормативных актов, и в итоге — это максимально близкие к рыночным ценам цифры, и их снижение на торгах не всегда экономически оправданно.
Что может не устроить подрядчиков в поправках
Много лет обсуждалась необходимость борьбы с «профессиональными жалобщиками», которые, как часто говорят, терроризируют заказчиков, не подавая свои заявки на торги. Обсуждалась возможность введения государственной пошлины за подачу жалобы, однако в итоге пошли по неожиданному пути. Поправки в 44-ФЗ устанавливают ценз на право подать жалобу в ФАС. Скоро это смогут сделать только компании, имеющие опыт исполнения контракта не менее 20% от его размера (при закупках более 20 миллионов рублей).
Профессиональное сообщество оценивает такую меру как неоднозначную и спорную.
Во-первых, что такое «профессиональный жалобщик»? Обычно — это некая фирма или ИП, которая подает жалобы «от себя» на положения документации о закупке в интересах иного лица, не желающего «портить отношения с заказчиком». Целью этого является устранение нарушений заказчика в документации. Основной вопрос тут не в том, кто жалуется, а в инициировании проверки действий заказчика на соответствие закону.
Во-вторых, это ограничит возможность участия в торгах компаний со значительным опытом работы на коммерческом рынке, но отсутствием такового в госзаказе. Например, фирма хочет подать заявку на выполнение каких-то работ, но видит, что в качестве требований к участнику установлено наличие некой лицензии. По мнению фирмы, данное требование не законно, но, так как компания ранее не работала на рынке госзаказа, она не имеет возможности подать жалобу, вследствие чего при отсутствии иных жалоб закупка пройдет с нарушением закона.
Открытым остается и вопрос о том, какой именно опыт будет засчитываться для оценки ценза в 20%? Понятно, что опыт по строительству или поставке компьютеров не может быть учтен для права подачи жалобы на поставку продуктов питания, но может ли быть тут учтен, например, опыт по приготовлению питания?
В любом случае, как это обычно бывает с законодательством о закупках, очень важна правоприменительная практика. Все разумные меры могут разбиться о двойственность формулировок и неверное понимание норм сотрудниками УФАС. Будем надеяться, что законодатель в этот раз сформирует итоговый документ таким образом, чтобы трактовка норм была максимально четкой и однозначной.